ТНВД ЮМЗ 6 - устройство и принцип работы
Топливный насос 4УТНИ-П-1111005 осуществляет подачу топлива через форсунки под высоким давлением в заданный момент строго дозированными порциями, которые соответствуют заданному режиму работы и нагрузке двигателя. На двигателе Д-65 применяется четырехплунжерный топливный насос с правым вращением. Монтируется как один агрегат вместе с регулятором и топливоподкачивающим насосом. Крепится к фланцевой части щита распределительных шестерен. Насос приводится во вращение от шестерни коленвала через промежуточную шестерню. В корпусе насоса, который имеет установочный фланец и чугунную плиту крепления, расположены кулачковый вал и четыре независимые насосные секции, имеющие одинаковую конструкцию.
Насосная секция включает плунжерную пару, толкатель, возвратную пружину плунжера, клапан нагнетательный и механизм поворота плунжера. Втулка с плунжером находится в головке корпуса, зафиксированная штифтом от проворачивания.
Нагнетательный клапан с пружиной предназначен для разобщения надплунжерного пространства и топливопровода высокого давления, а также для резкого снижения давления в момент прекращения подачи топлива плунжером. Толкатели насоса роликового типа, с плавающей осью. Подкачивающий насос осуществляет подачу топлива под давлением в топливный насос из бака. Регулятор насоса смонтирован в корпусе, всережимный, центробежного типа, предназначен для автоматического поддержания заданной водителем частоты вращения коленвала двигателя. Привод регулятора – от кулачкового вала насоса.
Смазка топливного насоса ТНВД ЮМЗ-6 и регулятора осуществляется маслом, которое заливается через отверстие для заливки в корпусе регулятора. Контроль за уровнем масла проводится по контрольному отверстию, выполненному в корпусе насоса. Пробка необходима для слива масла из корпусов при его замене.
Толкатели насоса — роликовые с плавающей осью. Для предотвращения разворота толкатели зафиксированы винтами, ввернутыми в корпус насоса. В толкатели ввернуты болты с контргайками, служащими для регулирования момента начала нагнетания топлива секцией. При вывертывании болта длина толкателя увеличивается, и впускное отверстие во втулке перекрывается плунжером раньше, а следовательно, раньше наступает и нагнетание топлива.
Кулачковый вал, имеющий симметричные кулачки тангенциального профиля, установлен в корпусе насоса на двух радиально-упорных шариковых или конических подшипниках. Осевой разбег кулачкового вала регулируют подбором регулировочных прокладок, устанавливаемых на вал под внутреннюю обойму переднего подшипника. Передний конец кулачкового вала имеет конус, на котором с помощью шпонки и специальной гайки закреплена втулка. Втулка с помощью шлицевого фланца и двух болтов соединена с шестерней привода насоса.
Один из шлицев на втулке срезан, а на фланце не выполнена впадина под этот шлиц. Это сделано для того, чтобы при снятии и установке топливного насоса не нарушался угол опережения подачи топлива на дизеле.
На кулачковом валу между вторым и третьим кулачками выполнен эксцентрик, приводящий в движение подкачивающий насос.
Технические характеристики ТНВД ЮМЗ 6
• Тип: рядный, УТН, четырехплунжерный с правым вращением
• Тип привода: втулка (шлицевая)
• Артикул по каталогу: 4УТНИ-П-1111005
• Назначение к применению: Трактора ЮМЗ-6
• Для дизелей: Д-65, РМ-80, РМ-120, Д-75П1
• Доп. комплектация: всережимный регулятор (центробежного типа) и топливоподкачивающий насос
• Вес: 13 кг
Топливный насос ТНВД 4УТНИ-П-1111005 трактора ЮМЗ-6 (Д-65) Устройство: 1 – пружина регулятора; 2 – тяга рейки; 3 – пружина обогатителя; 4 – серьга пружины; 5 – рейка; 6 – рычаг пружин регулятора и обогатителя; 7 – плунжер; 8 – втулка плунжера; 9 – нагнетательный клапан; 10 – тарелка пружины; 11 – нажимной штуцер; 12 – пружина нагнетательного клапана; 13 – канал подвода топлива; 14 – штифт; 15 – зажим; 16 – корпус насоса; 17 – пробка; 18 – перепускной клапан; 19 – стяжной винт венца; 20 – крышка; 21 – зубчатый венец; 22 – поворотная гильза; 23 – пружина плунжера; 24 – гайка; 25 – шлицевая втулка; 26 – установочный фланец; 27, 35, 40 – подшипники; 28 – плита; 29 – фиксирующий винт толкателя; 30 – толкатель; 31 – эксцентрик привода подкачивающего насоса; 32 – болт толкателя; 33 – кулачковый вал; 34 – рычаг управления; 36 – приводная шайба; 37 – сухари; 38 – ступица грузов; 39 – пробка; 41 – грузы; 42 – ось рычагов; 43 – корпус регулятора; 44 – промежуточный рычаг; 45 – муфта; 46 – ролик; 47 – основной рычаг; 48 – болт; 49 – винт номинала; 50 – винт-упор; 51 – корректор; 52 – сапун.
Обозначение |
Двигатель |
Секций |
Макс. диаметр и ход плунжера, мм |
Ном. частота вращения, об/мин. |
Ном. цикловая подача, мм3/цикл |
4УТНИ-П-1111005 |
РМ-80.01 |
4 |
9/10 |
900±5 |
88±2,2 |
4УТНИ-П-1111005-10 |
РМ-80.10 |
4 |
9/10 |
900±5 |
88±2,2 |
4УТНИ-П-1111005-20 |
РМ-80.15 |
4 |
9/10 |
1000±5 |
107,5±5,4 |
4УТНИ-П-1111005-30 |
Д-65Н/М |
4 |
9/10 |
875±5 |
72,8±1,8 |
4УТНИ-П-1111005-40 |
Д-65М1П |
4 |
9/10 |
900±5 |
61±1,6 |
4УТНИ-П-1111005-50 |
Д-65А-П |
4 |
9/10 |
900±5 |
70±2,2 |
4УТНИ-П-1111005-60 |
Д-75П |
4 |
9/10 |
1000±5 |
85±1,8 |
4УТНИ-П-1111005-70 |
Д-65А-П1 |
4 |
9/10 |
900±5 |
70±2,2 |
4УТНИ-П-1111005-80 |
Д-65М1Л |
4 |
9/10 |
1000±5 |
67,5±1,5 |
4УТНИ-П-1111005-90 |
Д-65ЛС/МД/НД |
4 |
9/10 |
800±5 |
70,8±1,77 |
4УТНИ-ПТ-1111005 |
РМ-120 |
4 |
10/10 |
900±5 |
137±3,5 |
4УТНИ-ПТ-1111005-10 |
РМ-120-10 |
4 |
10/10 |
900±5 |
120,5±3,0 |
4УТНИ-ПТ-1111005-20 |
РМ-120-05 |
4 |
10/10 |
1000±5 |
122,5±3,0 |
4УТНИ-Э1-1111005 |
Д-65АС |
4 |
9/9 |
750±5 |
83±2,0 |