Гидроудар двигателя

Итак, что такое гидроудар двигателя автомобиля? Гидроудар — ситуация, когда при работающем двигателе внутрь попадает вода. Из курса физики знаем, что вода практически не сжимаема. Представьте: Вы едите по луже и создаёте стену воды впереди капота. Она легко может попасть в мотор через воздушный фильтр и тогда поршень не сможет её сжать.
Гидроудар двигателя
Из-за этого резко происходит остановка и стопор двигателя с характерным ударом. т.е. двигатель заглох во время движения и не заводится. В этот момент на подвижные части двигателя передаётся колоссальная кинетическая энергия, которая скрутит и поломает любые металлические конструкции. Чем выше были обороты двигателя, тем больше этот удар нанесёт последствий двигателю. При этом случиться может всё, вплоть до капитального ремонта двигателя. Симптомы гидроудара двигателя ✔ Первым делом необходимо искать влагу в двигателе. Наиболее часто она появляется в коллекторе. В случае если нет возможности снять коллектор, то следует осмотреть воздушный фильтр. Если фильтр мокрый или искореженный, то значит, случился гидроудар силового агрегата. Поисками воды следует занимать сразу после возникновения поломки, так как жидкость быстро высохнет в горячем двигателе. ✔ Если снять ГБЦ, можно обнаружить, что полоса нагара на залитом поршне значительно больше, чем у всех остальных поршней. Это связано с тем, что поршень не поднимается до конца из-за искривленного шатуна и полоса нагара начинает расти. ✔ Следующий момент связан также с нагаром на поршнях. При искривленном шатуне, поршень перемещается ближе к одной из сторон цилиндра. В результате этого полоса нагара сильно смешается в сторону на стенке цилиндра. ✔ На стенках цилиндра и поршня с одной стороны появляются многочисленные потертости и царапины. ✔ В результате гидроудара шатун может сломаться, а может и всего лишь немного изогнуться. Поэтому при разборке двигателя по поводу этой поломки необходимо осматривать поршень очень внимательно. Как правило, шатун изгибается около поршня. ✔ В поврежденном цилиндре можно обнаружить большое количество нагара по сравнению со всеми остальными цилиндрами. ✔ Если дошло до того, что пришлось разобрать мотор, то можно обнаружить, что одни из вкладышей коленвала будет изношен больше всех остальных. Это происходит из-за неравномерной нагрузки на коленчатый вал, создаваемой поршнями.
Перечисленные признаки по отдельности не встречаются. Если произошел гидравлический удар, то при ремонте обнаружиться сразу целая группа данных симптомов.

Причины гидроудара силового агрегата

Вода чаще всего проникает в камеру сгорания двигателя снаружи, то есть через воздуховод. Попадание воды в цилиндры исправного ДВС происходит по двум причинам: 1. В первом случае автомобиль на высокой скорости проезжает через глубокую лужу. В таких условиях вода продавливается в корпус воздушного фильтра, после чего оказывается в одной или нескольких камерах сгорания. 2. Во втором случае автомобиль преодолевает водную преграду с таким высоким уровнем воды, который доходит до уровня расположения воздухозаборника в подкапотном пространстве. Такого уровня воды также оказывается достаточно для затекания в воздушный фильтр. Добавим, что в отдельных случаях гидроудар может также возникнуть в результате неисправности двигателя. Под такой неисправностью следует понимать разрушение прокладки ГБЦ, а также трещины ГБЦ или БЦ, через которые в цилиндры активно попадает рабочая жидкость системы охлаждения двигателя. Чаще всего гидроудар в этом случае происходит в момент запуска ДВС после простоя, так как жидкость накапливается в надпоршневом пространстве.
Гидроудар двигателя
На начальном этапе диагностируется проблема путем анализа цвета выхлопных газов и контролем уровня ОЖ. Если двигатель дымит густым белым дымом, а жидкость в расширительный бачок приходится доливать без других видимых причин, тогда высока вероятность проблем с прокладкой или наличия трещин.
Распространенной ошибкой является то, что многие водители в подобной ситуации пытаются сразу завести заглохший мотор. Делать это категорически запрещается! Частым результатом таких попыток повторного запуска ДВС может стать разрыв блока цилиндров и усугубление уже имеющихся последствий произошедшего гидроудара.

Последствия гидроудара двигателя

В случае если удар жидкостью произошел на холостом ходу машины, то двигатель просто напросто заглохнет. При этом серьезных повреждений можно избежать.
Последствия гидроудара двигателя
Однако если мотор работал на высоких оборотах и произошел гидравлический удар поршня, то избежать серьезных повреждений деталей не удастся. В-первую очередь деформации будут подвержены шатуны и сам поршень, вкладыши коленвала и сам коленчатый вал.
Восстановлению мотор не подлежит, если в случае гидравлического удара поршень пробивает стенки цилиндра. Также поршень может просто заклинить в гильзе.
Важно! Дизельные двигатели ломаются более серьезно при гидравлическом ударе. Это связано с тем, что камера сгорания у них меньше, а степень сжатия топлива более высокая.
В случае движения на средних оборотах мотора, последствия гидравлического удара менее значительные, а иногда и вовсе можно избежать поломок. Однако если поломка все же произошла, то она, скорее всего, будет связана небольшим изгибом шатуна, что приведет к постоянному задеванию поршнем противовеса коленчатого вала. Постоянная деформация узлов будет неизбежно способствовать их выходу из строя. Кроме этого, будет страдать и другие детали мотора, такие как: цепи, ремни, ролики и прочее. Стоит отметить, что коленчатый вал при таком ударе страдает в последнюю очередь. Он может сломаться, если гидравлический удар произошел и ему не придали значения. Постепенная деформация при высоких нагрузках со временем приведет к его поломке. Таким образом, если машина ехала под ливнем или преодолевала водную преграду, и вдруг силовой агрегат начал стучать и заглох, то не следует его насиловать и заводить, чтобы не усугубить ситуацию.

Предупреждение гидроудара

Для того чтобы машина не сломалась от жидкостного удара, не следует на ней заезжать в ямы и водоемы выше середины колес. При резком погружении в глубокую яму вода может попасть в воздухозаборник, что приведет к гидравлическому удару. При попадании воды в двигатель, его следует сразу заглушить. Также необходимо следить за целостностью воздуховодов на силовом агрегате. При необходимости езды по водоемам, на двигатель необходимо установить шноркель. Шноркели устанавливаются на транспортное средство в вертикальном положении, что препятствует попаданию в мотор воды. Шноркели заводами устанавливаются на внедорожники или машины типа амфибий. Автовладельцы легковых автомобилей также устанавливают шноркели на двигатели. На некоторые модели можно подобрать заводские детали, а для второй части приходится делать уникальные. Как правило, шноркели устанавливают под крылья, на максимально возможной высоте, а это примерно 80-100 см.
Шноркель
Шноркель на автомобиле
В дальнейшем, чтобы избежать гидроудара следует осторожно проезжать через глубокие лужи. Лучше притормозить заранее, а не проезжать на полной скорости, чтобы брызги из под колес. Это смотрится красиво, но получить гидроудар легко, т.к. у многих машин система забора воздуха находится низко. И когда проезжаете на скорости, то создаете волны, которые могут подняться высоко, вплоть до попадания воды в двигатель.
Оптимальный вариант: проезжать глубокие лужи на малой скорости, без резких ускорений и торможений, чтобы не создавать набегающих волн. Ни в коем случае не стоит останавливаться в луже, ведь повторный запуск может на 90% грозить гидроударом, если уровень воды высок.

Что делать если произошел гидроудар

• Сразу после происшествия не пытайтесь завести двигатель. • После этого откройте воздушный фильтр. Если там есть вода, значит, просушиваем фильтр и вытираем корпус. • Выкручиваем свечи зажигания (бензиновый двигатель) и пробуем прокрутить коленвал руками. Если, проворачивая руками коленчатый вал, Вы почувствуете, что его противовесы цепляются за поршни или поршни подклинивают, то машина своим ходом уже не поедет. Однако, если ничего не цепляется и не задевает, то это значит, что детали деформированы незначительно и есть вероятность, что машина поедет. • После этого пытаемся провернуть мотор стартером. При этом необходимо прислушиваться к каждому стуку в двигателе. Как только, послышится, что-то постороннее, останавливаете стартер и больше не пытаетесь заводить. Если все нормально, то заводим машину и едем на СТО.