Прошивка ЭБУ

Уже давно прошли времена, когда автомеханики усовершенствовали характеристики двигателя, прибегая к механической замене многих деталей. Инжекторная система подачи топлива позволяет произвести тюнинг мотора, не прибегая к таким мерам. Сегодня вы узнаете, как чиповка двигателя влияет на характеристики авто, для чего и как она выполняется.
Настройка двигателя

СТАНДАРТНЫЕ НАСТРОЙКИ ДВИГАТЕЛЯ

Загружая в электронный блок управления двигателя определенные настройки, многие автомобильные производители специально делают мотор менее мощным. На это есть множество причин, основными из которых являются увеличение ресурса силовой установки и снижение выбросов в атмосферу вредных веществ.
Чип тюнинг двигателя
Естественно, пожелания многих водителей сильно расходятся, ведь кто-то хочет получить быстрый автомобиль, а кому-то по душе экономичная езда. Поэтому стандартные настройки двигателя удовлетворяют далеко не все потребности автолюбителей.

ЗАЧЕМ ВЫПОЛНЯЮТ ЧИПОВКУ?

Такой вид тюнинга выполняется для увеличения мощности силовой установки или же снижения его расхода топлива. Кроме того, не исключены и два варианта одновременно. Среди преимуществ чип тюнинга по сравнению с обычным, можно выделить: ➤ Дешевизну. Установить новое программное обеспечение намного дешевле, чем заменить, к примеру, коленчатый вал двигателя. ➤ Простоту. Чиповка выполняется достаточно быстро и не требует разборки сложных механических узлов. Исходя из выше сказанного, можно смело делать выводы о том, что такой вид тюнинга подойдет тем, кто не может позволить себе более профессиональное механическое изменение характеристик, ввиду большой стоимости запчастей и цены на услуги по замене и настройке.

КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЧИП-ТЮНИНГ?

Чип тюнинг двигателя
Сейчас, самым распространенным принято считать настройку контроллера при помощи обычного компьютера. Для этого, его подключают через специальный шнур и с помощью специальной программы вносят определенные изменения в работу двигателя. Такой тюнинг отличается своей простотой и дешевизной, а потому, доступен среднестатистическому автовладельцу. Существует и другой способ тюнинга, который используется не со стандартной программой. Ее цель – повысить производительность мотора при сохранении его ресурса. Кроме того, электронный блок управления можно просто заменить на более производительный, что существенно улучшает работу двигателя и позволяет внести более широкие изменения в его параметры. Несмотря на возможности такого способа «чипования», стоит это достаточно дорого.

КАКИЕ АВТОМОБИЛИ ПОДДАЮТСЯ «ЧИПОВКЕ»?

Все дело в том, что на них используются микросхемы, в которых используется слишком простейший алгоритм работы, не позволяющий усовершенствовать их параметры. Кроме того, они не имеют специальных выходов для подключения специальных программ. Что касается инжекторных систем, выпущенных до 2000 года, то они поддаются «чипованию» только после замены основной электрической платы. Именно после этого периода появились системы впрыска, которые легко поддаются программному тюнингу.

Сколько мощности прибавляет мотору

характеристики двигателя после чип тюнинга
Естественно, мощность автомобиля ограничивается объемом силовой установки, а также наличием или отсутствия турбины. Чип-тюнинг же позволяет просто улучшить работу мотора и сделать ее более продуктивной. При этом, возможно увеличение мощности, примерно от 3 до 35%. Существует много мифов и легенд о том, что чиповка позволяет прибавить до 50% мощности. Даже если это и так, то, скорее всего, такой мотор очень быстро исчерпал бы все свои ресурсы.

Минусы программной модернизации двигателя

Прежде чем «чиповать» двигатель, владелец должен тщательно подсчитать все затраты, которыми чреват этот вид тюнинга. К примеру, самый распространенный недостаток «чиповки» - это снятия автомобиля с гарантии. Под этим подразумевается то, что ответственность за все действия совершенные в отношении ЭБУ вы берете на себя, а не автопроизводитель. Кроме того, есть вероятность снижения ресурса катушки зажигания. При увеличении мощности мотора можно увеличить его расход топлива, соответственно при снижении расхода, мотор потеряет мощность. Поэтому заранее подумайте, что вы хотите ожидать от чип-тюнинга и чем вы готовы за это заплатить.

Тюнингвый ЭБУ на ВАЗ Январь 7.2

Сегодня пойдет речь о ЭБУ январь 7.2, всеми нами любимый и надежный эбу. Тема изжевана тысячу раз, но всё же может кому то будет интересно!
Январь 7.2
Январь 7.2 — функциональный аналог блока Bosch M7.9.7, «параллельная» (или альтернативная, кому как нравится) с М7.9.7 отечественная разработка фирмы «Итэлма». Январь 7.2 внешне похож на M7.9.7 — собран в аналогичном корпусе и с таким же разъемом, его можно без всяких переделок использовать на проводке Bosch M7.9.7 с использованием того же набора датчиков и исполнительных механизмов. В ЭБУ используется процесcор Siemens Infenion C-509 (такой же, как в ЭБУ Январь 5, VS). ПО блока является дальнейшим развитием ПО Январь 5, с улучшениями и дополнениями (хотя это вопрос спорный) — например, реализован алгоритм «anti-jerk», дословно «противотолчковая» функция, призванная обеспечить плавность при трогании и переключениях передач. ЭБУ выпускается фирмами «Итэлма» (хххх-1411020-82 (32), прошивка начинается на букву «I», например, I203EK34) и «Автэл» (хххх-1411020-81 (31), прошивка начинается на букву «А», например, A203EK34). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые. ЭБУ серий 31 (32) и 81 (82) совместимы аппаратно сверху вниз, то есть прошивки для 8-кл. будут работать в ЭБУ 16-кл., а наоборот — нет, т.к в 8-кл блоке «не хватает» ключей зажигания. Добавив 2 ключа и 2 резистора можно «превратить» 8-кл. блок в 16 кл. Рекомендуемые транзисторы: BTS2140-1B Infineon / IRGS14C40L IRF / ISL9V3040S3S Fairchild Semiconductor / STGB10NB37LZ STM / NGB8202NT4 ON Semiconductor.
Январь 7.2 для ВАЗ 8 клапанов
Январь 7.2 для ВАЗ 8 клапанов
Январь 7.2 для ВАЗ 16 клапанов
Январь 7.2 для ВАЗ 16 клапанов
Для «классики» разработан ЭБУ 21067-1411020-11 (12) под комплектацию без датчика детонации, с ДМРВ «Сименс-VDO». Такая модификация устанавливается на двигатели объемом 1,6 литра. И, как водится, в блоке не установлены элементы канала детонации. На фото, представленном ниже видны «недостающие» элементы. Таким образом, применить такой ЭБУ на переднем приводе нельзя (хотя вообще, конечно, можно, но без канала ДД, с тщательно настроенным зажиганием), а наоборот, естественно, можно.
Январь 7.2 для классики 1.6 л
Январь 7.2 для классики 1.6 л
Первое ПО на 1,5 литровые двигатели — 203EK34 и 203EL35 попило много крови у владельцев авто с таким ПО. На этих модификациях постоянно возникал «протрой» при переключении передач. ВАЗ выпустил версию 203EL36 без этого дефекта и распорядился не привлекая внимания перешивать ЭБУ на сервисных станциях технического обслуживания… Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия-83. ЭБУ «Январь 7.2» производимый для установки на а/м «Калина» являются аппаратной «мутацией» и несовместимы с «переднеприводными». Отличия незначительны — в канале управления клапаном адсорбера и бензонасоса, но они не дают использовать ПО от модификаций 2111/21114, то есть «калиновские» ЭБУ можно использовать только с соответствующим «родным» ПО или ПО на его основе. Типовые параметры для данного эбу для диагностики:
Диагностику делаем программой OpenDiagFree 1.3.9 Теперь прошиваем на примере ваз 2110 I205DO54 Январь 7.2 21124-1411020-32 21124 Евро-2 Как читали выше что I что А между собой Взаимозаменяемы! Этап 1 Нам потребуется: 1. К-лайн Адаптер (для примера МастерКит или Ромокабель, любой другой) 2. АКБ, или БП (12V) 3. Программа (в моем случае winfe_1.13) 4. Авторская(или стоковая) прошивка. в моем случае i205LR54_v7.3.bin 5. Блок снять для удобства работы на столе. PS НЕ ЗАБЫВАЕМ: Снимаем клемму массы с аккумулятора, а лишь Затем разъем с ЭБУ Ищем где находиться ваш блок(в ваз 2110-12 он находиться в центральной консоли за лючками, около правой ноги водителя, и левой пассажира) Схема подключения к блоку:
51,53 контакт ЭБУ — Масса 71 контакт ЭБУ — К-Лайн (сюда подключается адаптер для программирования) 13 контакт ЭБУ — Включение зажигания (+12В) 12 контакт ЭБУ – Неотключаемое питание (+12В) 43 контакт ЭБУ — Разрешение программирования (+12В, через резистор порядка 4КОм) 44,63 контакт ЭБУ — Питание главного реле (+12В)
Для подключения можно приобрести такой разьем
81пин
81пин
Либо сделать провода самостоятельно.(из проводов и клемм, не забываем ставить кнопку на подачу питания по схеме 13 контакт!)
Вот так как-то должно получиться
(Я использую самодельный кабель, с разъемом 81 пин и переключателем питания + Питание беру с прикуривателя) ЭТАП 2 Теперь когда всё подготовили Переходим к программе winfe_1.13 (программа работает как из по Win ХР так и из под Win 7) Открываем программу Выбираем Январь 7.2 Выставляем Порт(Щелкаем и выбираем тот на котором Адаптер) Выставляем скорость 57600
Выставляем все
Все подключено, настроено, программа открыта, врубаем питание на 13 контакт, ждем секунд 30 должна появиться надпись "Связь с ЭБУ", если не появилось выключаем питание сек на 5-10 и включаем опять. Если не появляется, проверяем правильность подключения!
Winfe 113
Winfe 113
Как связь появилась щелкаем на кнопку «Программирование ЭБУ» и выбираем свою Декриптованную прошивку в формате "bin" весить она должна 64 кбайта! Если же она весит меньше(или программа её не понимает), значит надо Декриптовать программой «Enigma»
Енигма
Енигма
Заходим щелкаем Распаковать прошивку, выбираем свою криптованную, Енигма её Декриптует! Далее опять выбираем нашу декриптованную прошивку и ждем когда она зальется. ЕЕПРОМ не трогаем. Отключаем, идем ставим. После репрограммированния блока сброс контроллера с очисткой памяти самообучения (инициализацией) ОБЯЗАТЕЛЕН! Этап 3 Далее если надо удалить иммобилайзер Есть несколько путей. a. Скаченный нами ЕЕПРОМ в HEX редакторе отредактировать на FF b. Залить Чистый ЕЕПРОМ Качаем ищем свой чистый EEPROM Нажимаем запись ЕЕПРОМ… выбираем наш еепром(чистый, или редактированный)… Залилось, отключаем несем в авто. Иммо убито. Иногда еще требуется отрезать провод иммо. Чтобы не прописался заново.
ВНИМАНИЕ! Если после ЭТАПА 2 авто заблокировал ИММО(ссать кипятком пока еще рано!))), произведите ЭТАП 3. Если всё таки требуется иммобилайзер. Переобучите ИММО.
Переобучение ИММО Красный — и рабочий ключ потребуется • Закрыть двери. • Включить КРАСНЫМ ключом зажигание. • 3 писка. Вытащить ключ. • Быстро (в течение 5-6 секунд) включить ЧЕРНЫМ зажигание. • 3 писка + 2 писка. • Быстро (в течение 5-6 секунд) включить КРАСНЫМ зажигание • 3 писка + 2 писка. • Выключить зажигание КЛЮЧ В ЗАМКЕ. • 1 писк. • Быстро (в течение 5-6 секунд) включить зажигание на 5 СЕКУНД! (Внимание! Обязательно дождаться Сигнала) • Мигнула аварийка, бибикнул сигнал • Выключить зажигание. КЛЮЧ В ЗАМКЕ до погасания машинки на панели. Двухрежимки. Двухрежимная прошивка для ЭБУ Январь-7.2 предназначена для чип-тюнинга автомобилей с ЭБУ типа Январь-7.2, оснащенных системой газобаллонного оборудования (ГБО) третьего и четвертого поколений (GBO-3 и GBO-4) • поддержка регулировки СО с диагностического оборудования в версии GBO-3 • в версии GBО-3 при работе на бутане отключен бензонасос и форсунки, правлен УОЗ во всех режимах работы, в обоих наборах отключены ДК, адсорбер и диагностика пропусков воспламенения. • в версии GBO-4 при работе на бутане правлен УОЗ во всех режимах и отключена диагностика пропусков воспламенения. Внимание! • Для загрузки прошивок в ЭБУ Январь-7.2 необходимо использовать загрузчик CombiLoader производства (SMS ), ChipLoader 1.95, ChipLoader 1.96 производства (CHIPSOFT) или любой другой позволяющий работать с FLASH AM29F200B

Два режима в ЭБУ Январь-7.2

Переключение на использование второго набора калибровок производится подачей +12 вольт на 57-й контакт разъема ЭБУ непосредственно с управляющего провода "газового" клапана системы ГБО. Для грамотного переключения рекомендуется доработать ЭБУ, переставив резистор как на представленной фотографии:
Двухрежимка
Двухрежимка
Итог: На этом история, прошивка, иммо, обучение, двухрежимки и всё что с ним связано подходит к концу! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Инфа была собрана со всего Интернета(в том числе и Драйв2, ЧипТюнер) для удобства штатного пользователя! (перечислить всех авторов просто нереально, некоторые материалы, фотоматериалы были также взяты с DRIVE2 и Интернета. Да простят меня люди за то что взял их фотоматериалы!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ


Самоблокирующийся дифференциал на Ниву

Наличие на автомобиле полного привода еще не делает его вездеходом. Нередки ситуации, когда из-за конструктивных особенностей и внедорожники оказываются в плену у раскисших дорог. Понятие проходимости у всех разное: кто-то предпочитает проезжать по м...

Трехуровневый регулятор напряжения генератора Ваз

На сегодняшний день у отечественных автомобилей существует серьезная проблема с быстрой разрядкой аккумуляторов. При этом их ресурс стремительно заканчивается, а новые модели на рынке стоят дорого. Основной причиной этого является частая смена режимо...

Обвес на ВАЗ 2114

Модель ВАЗ 2114 является одной из наиболее популярных в плане внешней доработки и технического тюнинга. Это не удивительно, поскольку автомобиль обладает всеми данными для усовершенствования. Особенно модель любит молодёжь....

Занижение ВАЗ 2114

Занижение ВАЗ 2114 перед -50, зад -70 мм. Видимо, кратко не получится. Наверное, у 70-80% владельцев 2108-2114 есть мысли занизить машину. Также и я, хотел, чтобы машина стала лучше выглядеть, но при этом не стала трястись. Занижение БПАН все таки не...

Что такое фазорегулятор и принцип его работы

Фазорегулятор, фазовращатель или "фазер" - это устройство в современных двигателях позволяющее изменять коэффициент наполнения цилиндров за счет изменения перекрытия клапанов. Благодаря регулируемым фазам газораспределения можно влиять как на колич...

Дизель ЗМЗ-514

Двигатель ЗМЗ-514 и его модификации предназначены для установки на легковые и грузопассажирские автомобили УАЗ Patriot, Hunter, Pickup и Cargo. Использована система топливоподачи Common Rail фирмы «BOSCH», охлаждаемая система рециркуляции отработав...

Двигатель ВАЗ-21179 1.8

Впервые АВТОВАЗ запускает в серию 1,8-литровый мотор, впервые внедряет изменяемые фазы газораспределения и впервые применяет селективную сборку на конвейере. Двигатель объемом 1,8 л (122 л.с.) внешне не сильно отличается от нынешних вазовских шестнад...

ТНВД ЯМЗ-238

Топливоподающая аппаратура двигателя — разделенного типа. Она состоит из топливного насоса высокого давления с всережимным регулятором частоты вращения и встроенным корректором для корректирования подачи топлива, топливоподкачивающим насосом, форсуно...
 




Влад ▼     15.02.2018

Толково описано и главное подробно а не как в других источниках - воткнитуда, перекачай сюда и все. Такой вопрос -чьи прошивки посоветуете на Весту 1.6 мкпп. Слышал, что на бензин хорошие делает паулюс, но почитав отзывы теперь смотрю больше в сторону адакта (https://adact2.ru/). Интересует в первую очередь информативность педали и снижение расхода в городском режиме. Спасибо!